Форум » Библиотека/cinological literuture » "СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ". В.С. Варлаков » Ответить

"СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ". В.С. Варлаков

CKM: Великолепный дрессировщик и учёный Валерий Степаныч Варлаков. Варлаков Валерий Степанович - в недалеком прошлом научный сотрудник Института нормальной физиологии АМН. Научные интересы связаны с изучением рассудочной деятельности и других сложных форм поведения. Занимается также изучением нейрохимии поведения и индивидуальных различий животных. Дрессировкой увлекается более 35 лет. За это время В.Варлакову удалось разработать оригинальную методологию и методику дрессировки, основанную на фундаментальных теориях. В собаке видит партнера и личность, а не объект дрессировки. Дрессировочная система, разработанная Варлаковым, направлена прежде всего на психическое развитие собаки как личности. Отличительными особенностями его системы является "дрессировка через понимание", гуманность используемых методов, эффективность средств контроля поведения. Такой подход позволяет достигать высокого качества на практике при дрессировке собак любой породы. "СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ". В.С. Варлаков Как бы мы не относились к своей собаке, для того чтобы ей объяснить - "что такое хорошо, а что такое плохо", и сформировать у нее желательные для вас и окружающих нормы поведения, к ней приходится применять не только приятные (положительные), так и сдерживающие, направляющие и неприятные (отрицательные) воздействия. Технические средства используемые при дрессировке позволяют своевременно производить эти воздействия на собаку, тем самым обеспечивая контроль за ее поведением. Средства технического контроля различаются на контактные и дистантные. Контактные средства применяются в непосредственной близости от дрессировщика (хозяина). К ним относятся хорошо знакомые всем владельцам собак короткий поводок, плетка (или ее заменитель) и т.п. Дистантные средства применяются на расстоянии. К ним относятся: длинный поводок, бросковая цепочка, рогатка, "индуктор", различные типы ультразвуковых и электрических "ловушек", радиофицированные электроошейники, ультразвуковые излучатели и т.п. Грамотный дрессировщик целенаправленно создает систему средств контроля за поведением на всех этапах формирования и отработки навыков, что позволяет ему в нужный момент времени осуществлять эффективную коррекцию поведения собаки в желательном для него направлении. Начинающему собаководу необходимо знать основные правила создания такой системы. Основные правила создания системы контроля с помощью контактных и дистантных средств контроля. 1. В процессе дрессировки собака всегда должна находиться под контролем одного или нескольких средств воздействий. 2. На первом этапе работы, как правило, собака находится под контролем, как контактных, так и дистантных средств воздействий. 3. На заключительном этапе отработки навыка контроль за собакой осуществляют лишь с помощью дистантных средств воздействий, незаметных для собаки. 4. Предпочтительными средствами дистантного контроля, являются обезличенные воздействия (т.е. такие воздействия, которые собака напрямую не связывает с действиями дрессировщика, например электрифицированный радиоошейник). 5. Переход от одного типа средств контроля к другому должен проходить плавно. То есть наряду с вводимым новым средством контроля, оставляют и старое. Новое средство воздействий как бы вытесняет предыдущее, постепенно заменяя его. 6. Новое средство контроля, оказывающее непривычное для собаки воздействие, вводится сначала как фоновое или сигнальное, предваряющее привычные воздействия. После некоторой адаптации к нему новое воздействие усиливается и заменяет старое. 7. При первоначальном введении новых, неприятных для собаки средств контроля, дрессировщик должен создать такие условия, чтобы работа всегда начиналась и заканчивалась на фоне положительно окрашенного эмоционального состояния собаки. 8. Уровни неприятных для собаки воздействий, подбирается индивидуально (от слабых к более сильным). Эти воздействия не должны вызывать у собаки состояния страха (паники). 9. За ситуацией, вызвавшей применение неприятного для собаки воздействия, как правило, должна следовать спланированная дрессировщиком заранее ситуация, приводящая собаку к успешному решению задачи без применения отрицательных воздействий. 10. Дрессировщик обязан планировать количество и частоту применяемых отрицательных воздействий, а также количество и частоту положительных воздействий позволяющих собаке восстановить свое эмоциональное состояние до нормального. 11. Перед первыми применениями новых, непривычных для собаки, средств контроля (например, строгого ошейника, бросковой цепочки, рогатки, радиофицированного электроошейника) у собаки создают положительное эмоциональное состояние. Это достигается за счет упрощения (обеднения) обстановки выполнения отрабатываемого навыка и 100% подкрепления пищей или игрой первых выполнений приема без принуждения. Например, при отработке подзыва по команде ко мне начало работы проводят в условиях тихого двора или сквера. Подозвав собаку 2 - 3 раза ей обязательно дают за выполнение приема лакомство или же играют. Создав позитивный эмоциональный настрой, приступают к введению нового средства контроля (например, бросковой цепочки). Для этого целенаправленно усложняют ситуацию (условия выполнения не должны быть излишне сложными) в которой собака не подбежит по первой команде. Усложнение ситуации можно достигнуть за счет резкого изменения режима положительных подкреплений (например, вводится 30% режим подкреплений лакомством или игрой) или усложнения окружающей обстановки (активно ищем гуляющих собак). Сразу же после применения отрицательных воздействий непривычных для собаки осуществляется работа по восстановлению эмоционального состояния животного. Это достигается за счет упрощения ситуации и возвращения к 100% режиму положительных подкреплений. После этого может снова проводиться работа на сбой с последующей компенсацией отрицательных эмоций. Таким образом работу по введению неприятных для собаки и непривычных воздействий схематически можно изобразить следующим образом: +++ - ++ - ++ - - ++++ и .т.д . 12. Система контроля за поведением собаки должна сниматься лишь по прошествии длительного времени безотказного выполнения выработанных навыков, без применения каких бы то ни было средств воздействий на собаку. Таким образом дрессировщиком должна быть создана система контроля за поведением собаки, которая должна обеспечить отработку двигательных навыков до уровня автоматизации (т.е. когда команда поданная однократно запускает исполнение приема - например, подзыв по команде ко мне) или до уровня норм поведения (т.е. у собаки сформировано привычное, не вызывающее у нее какого либо внутреннего протеста поведение, - например, выдержка в каком либо положении, длительное хождение рядом и хождение на провисшем поводке). Рассмотрим особенности применения некоторых средств технического контроля, используемых в своей работе дрессировщиками. КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ СОБАКИ С ПОМОЩЬЮ ПОВОДКА. Чтобы довести наши требования до собаки с минимальными физическими затратами и не мучить ее понапрасну, нам прежде всего необходимо научиться управлять ею с помощью поводка. "Да я и так дергать умею!" - возмутитесь вы и будете, скорее всего, не правы. Ведь, как показывает практика в 95% случаев, начинающие дрессировщики не умеют пользоваться поводком. Однако при должной тренировке и правильной технике даже хрупкая женщина и слабый ребенок могут оказывать достаточно сильные воздействия на собаку. А при неумелом обращении с поводком и крупный мужчина оказывается, подчас, неспособным к эффективному управлению. К моему сожалению, субъективные ощущения не всегда отражают реальную подготовку и технику начинающего дрессировщика. Вот почему рекомендую осваивать технику воздействий поводком не на собаке, а на каком либо модельном объекте - например, привязав поводок к забору или руке собственного мужа. Дергая забор, вы сами почувствуете силу вашего воздействия, а человек подтвердит или опровергнет ваше мнение. Рывки поводка должны быть резкими, короткими, направляющими, но не тянущими. Важно запомнить, что независимо от длины поводка и количества производимых дрессировщиком рывков он должен быть всегда провисшим. Вспомните образ козы, которую тащат на веревке, как она бедная упирается и сопротивляется... Подобное же происходит и с собакой. Стоит хозяину натянуть поводок, как пес тоже вдруг начинает его тянуть, во всю собачью мощь, а стоит ослабить, так он тут же перестает это делать. Проверьте на собственном опыте и вы убедитесь в моей правоте. Чем длинней поводок, тем легче регулировать его длину, а значит проще научить собаку его не тянуть. Сначала производят многократные, но слабые (направляющие, объясняющие) воздействия. Объясняющие воздействия вначале сочетают с другими направляющими и объясняющими действиями (сигналами) дрессировщика помогающими легче понять собаке поставленную перед ней задачу и дачей пищи (лакомства). Сила воздействий постепенно (когда мы видим, что собака уже понимает наши требования) усиливается, а их количество уменьшается. Например, собаку направляют на выполнение команды лежать с помощью легких объясняющих рывков поводка направленных вниз, которые на 0,5 - 1 сек. предваряют уже известное собаке сигнальное движение руки с лакомством наводящее на укладку. Сила рывков поводка должна нарастать постепенно по мере понимания собакой поставленной перед ней задачи - от слабых к более сильным. Сильные рывки поводком осуществляют за счет резкого и сильного маятникового движения расслабленной руки (отмашки). В конце отмашки рука напрягается также, как если бы этой рукой был нанесен удар. Например, если вы отрабатываете прием хождение рядом, то представьте себе, что за вашей спиной находится противник, которого надо не оборачиваясь назад сильно ударить. При тренировке отрабатывают технику рывков левой и правой рукой стоя на месте и с шагом назад, а также рывки двумя руками. Необходимо также освоить технику нанесения серий рывков. Иногда, особенно при дрессировке крупных собак, с помощью обычных рывков не удается эффективно управлять собакой. Это происходит в том случае, когда собака совершает резкий бросок в сторону (например, набрасывается на кого-нибудь). В этих случаях помогает специальный прием, получивший на сленге дрессировщиков название подсечки. При выполнении подсечки дрессировщик в момент броска собаки, на долю секунды ослабляет поводок, а затем, прижимая обе руки к своему туловищу, смещает массу своего тела назад, при этом ноги должны занимать устойчивую позицию, напоминающую стойку боксера. Смещение массы тела назад достигается либо за счет шага назад, либо за счет отклонения вертикальной оси туловища дрессировщика в сторону противоположную от направления движения собаки. При работе на очень длинном поводке эффективность подсечки можно увеличить за счет быстрого перемещения дрессировщика в направлении обратном вектору движения собаки. КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ СОБАКИ БЕЗ ПОВОДКА. Использование "бросковой цепочки" Для того чтобы ввести менее заметное для собаки, но столь же эффективное, как и длинный поводок, средство дистантного контроля, вводят "бросковую" цепочку. Начало введения цепочки проходит под контролем длинного поводка при максимальном удалении собаки от дрессировщика (не ближе 5 - 7 метров). При отработке навыков в случае невыполнения собакой требований дрессировщика, как правило, цепочку сначала бросают рядом с собакой и лишь после некоторой адаптации к ней начинают попадать в собаку. После броска цепочки собаку сразу же с помощью поводка направляют к себе, хвалят, дают лакомство, играют. Воздействия бросковой цепочки на собаку сначала должны быть слабыми, а затем постепенно усиливаться. От раза к разу сила воздействий увеличивается, а их количество уменьшается. Проще вводить цепочку при отработке приема подзыв собаки. В том случае если сразу после команды собака не подбежала к вам, а продолжает заниматься своими делами, стоит и смотрит вдаль или же убегает от вас, то смело бросайте в нее цепочку. Во избежание непонимания собакой ваших действий в начале обучения нельзя использовать бросковую цепь, в том случае если сразу после команды собака остановилась, развернулась и смотрит в вашу сторону или начала движение к вам, а потом остановилась. В этих случаях лучше немного подождать, не подавая никаких команд. Как только собака вновь займется своими проблемами, вот тогда и бросайте цепочку. Если же она медленно, но направится в вашу сторону, то ускорьте ее движение с помощью рывков поводка. Если же сразу после броска цепочки вы увидите, что собака боится подойти к вам, улыбнитесь, похвалите ее, а потом, отходя от нее, направьте к себе длинным поводком. После выполнения собакой наших требований дайте ей кусочек пищи или поиграйте с ней - это поможет ей снять излишнее эмоциональное напряжение. Так как вероятность попадания в собаку "бросковой цепочки" в неумелых руках бывает весьма невысокая, то при отработке этого приема наряду с цепочкой можно использовать и рогатку. Воздействия рогаткой должны претворяться воздействием цепочки - по описанной схеме. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИООШЕНИКОВ В настоящее время в продаже появились электрифицированные радиоошейники - современное оборудование, широко используемое при дрессировке собак на Западе. В нашей стране эта новинка пока еще только ищет путь к потребителю и сведения о ее применении либо скудны, либо недостоверны. Мы в своей дрессировочной практике уже более семи лет широко используем этот прибор. Здесь я хочу поделиться с читателями нашим опытом. Владельцы собак, услышав слово "радиоошейник " и узнав о его назначении, обычно спрашивают специалистов: "Гуманное ли это средство дрессировки?" Другой вопрос, который их также интересует: "Насколько применение радиоошейника эффективно?" Вот ответы на эти вопросы: "Да гуманное и очень эффективное средство дрессировки, но при правильном его применении". Попробую расшифровать эти ответы. Что такое радиоошейник? В комплект современного электрифицированного радиоошейника обычно входят: а) приемник (позволяет принимать закодированные сигналы на расстояние 100 - 200 м.); б) разрядное устройство, (имеют 4 - 8 уровней тока регулируемых по силе). Регулировка осуществляется либо непосредственно на радиоошейнике, либо с пульта расположенного на передатчике); в) передатчик. Суть работы электрифицированного радиоошейника сводится к следующему. Как только вы нажмете на кнопку передатчика, в тот же момент времени собака получит дозированный по величине разряд тока, который (в зависимости от установленного уровня тока) вызовет у нее либо раздражающее, либо болезненное ощущение. Назначение радиоошейника. Радиофицированный электроошейник, является самым современным дистантным воздействием. Специалисты прибегают к помощи радиоошейника обычно в тех случаях, когда другие средства воздействий уже не эффективны. Наиболее часто радиоошейник применяется в тех случаях, когда другие средства дистантного контроля становятся уже неэффективными. Например, владельцы собаки за счет неграмотной дрессировки обучили ее выгуливать себя часами, при этом не помогает ни длинный поводок, ни бросковая цепочка. Или же пес подбирает всякую дрянь на улице, а обычные средства контроля стали уже неэффективны. Или же животное настолько неподчинено и агрессивно, что владельцы не могут на него эффективно влиять на его поведение. Эффективен радиоошейник и при устранении таких вредных привычек, как лай, вой, воровство и порча вещей и мебели в отсутствие хозяина. Таким образом, применение радиоошейника наиболее эффективно при устранении выученного убегания и подбора дряни с земли, выученного лая и воя, порчи мебели и воровства в отсутствие хозяина, неспровоцированной агрессии на собак, посторонних людей и членов семьи и т.п. Грамотное использование радиоошейника в рамках обычной дисциплинарной дрессировки ускоряет и упрощает отработку многих базовых навыков. Помимо этого радиоошейник часто используют в целях повышения эффективности при управлении собакой на расстоянии детьми, пожилыми людьми и другими членами семьи, которых собака не слушается. Гуманное ли это средство дрессировки? По отношению к собаке, я считаю, гуманны такие воздействия, которые не вызывают у нее сильного психоэмоционального напряжения (стресса) и не ухудшают, а улучшают отношения между дрессировщиком и его питомцем. При правильном применении радиоошейника он является обезличенным средством воздействий и, следовательно, его использование гуманно по отношению к собаке. Воздействие, производимое с его помощью, собака напрямую связывает не с хозяином, а либо со своим неправильным поведением, либо с конкретным предметом (событием) либо с командой. Например, собака пытается подобрать пищу с земли и тут же получает неприятные ощущения (слабый разряд тока), после нескольких повторений, вид пищи на земле начинает вызывать у неё ощущения сходные с действием тока. Схемы применения радиоошейника. Обычно радиоошейник с целью либо установления внешнего контроля, для повышения эффективности управляющих команд, либо для формирования норм поведения собаки. При формировании норм поведения дрессировщик создает условия, при которых животное само устанавливает контроль за своими побуждениями и поведением, как в присутствие, так и в отсутствие владельцев. Назовем эту схему применения радиоошейника - установление внутреннего контроля. Установление внешнего контроля. 1. При отработке общедисциплинарных навыков, как правило, навыка подхода по команде «Ко мне!» (запрещающей команды и др.). В этом случае сразу же после команды ко мне производят слабое однократное воздействие (т.е. нажимают на кнопку пульта один раз). По мере отработки приема силу воздействия усиливают. Однако важно запомнить, что воздействие не должно вызывать панического страха. При работе в обязательном порядке используют различный режим подкреплений, а именно: а) на первом этапе сразу же после команды ко мне должно производиться воздействие; б) на следующем этапе, если собака не выполняет команду воздействия производятся в случайном порядке, то сразу после команды, а то с некоторым отставлением во времени и не всегда сразу после первой команды. Это делается с целью повышения надежности в послушании, после прекращения работы с радиоошейником. При этом часто вводятся несколько команд аналогов, которые сочетаются с разными по силе воздействиями и с разными вероятностями их нанесения. Например: - команда «Ко мне!» (практически без изменений в интонации произнесения) воздействия сильные, вероятность воздействий 80% по отношению к 1 команде; - ненормативное «Поди сюда» воздействия различные по силе (от слабых к более сильным) в зависимости от нарастания угрозы в голосе дрессировщика их вероятность по отношению к 1 команде 50%; - и т.п. Работа по первой схеме применения радиоошейника занимает, как правило, не менее 1 мес. Установление внутреннего контроля. 2. При формировании тех или иных норм поведения собаки (формирование правильных привычек или устранение вредных). В этом случае собаке сначала с помощью традиционных средств воздействий объясняют, как надо правильно себя вести (например, что подбирать пищу с земли запрещено), а затем переходят к использованию радиоошейника. При использовании этой схемы команды или другие слова напоминающие собаке о наших требованиях не используются. Воздействие с помощью радиоошейника производят в момент начала того или иного нежелательного поведения: - при попытке подобрать пищу (в момент захвата пищи); - при первом лае или начале воя; - в начале демонстрации угрожающей позы или при первом движении в сторону объекта нападения (если произвести электрокожное раздражение уже момент нападения на человека или собаку, то оно может усилить агрессивную реакцию); - при первой попытке грызть мебель; - при попытке бежать за кошкой; - и т.п. При перестройке норм поведения животного воздействия радиоошейника, усиливают значительно быстрее, допустимо проявление страха у собаки, воздействия производят, как правило, на фоне нейтрального поведения дрессировщика или же в его отсутствие. Обязательно применение вероятностной схемы воздействий (от 100% вначале работы до 50% в ее конце). Сила воздействий при уменьшении их частоты должна значительно возрастать. Работа с радиоошейником по второй схеме обычно занимает не менее 2 мес. Правила применения радиоошейника. Так как, радиоошейник является лишь одним из многих средств дистантных воздействий, применяемых человеком по отношению к собаке, то и правила его применения те же что и у других отрицательных воздействий. Напомним, что отрицательные воздействия - это такие воздействия, которые совпадают по времени с каким-либо действием или предваряют его и вызывают у собаки отрицательные эмоции. Эти воздействия, вызывая у собаки неприятные ощущения, а подчас, и боль, призваны сформировать у нее желание избежать повторного совершения данного действия. В качестве отрицательных воздействий можно использовать рывки поводком (различной силы) и другие неприятные для собаки, адекватные воздействия. Своевременное эмоциональное неодобрение хозяином действий воспитанника, следует также отнести к эффективному отрицательному воздействию. Однако действенность отрицательного эмоционального воздействия зависит от иерархического статуса владельца по отношению к его питомцу. Отрицательные воздействия должны прекращаться сразу же, как только прекратилось нежелательное действие собаки, это позволяет ей активно избежать неприятностей и понять смысл ваших требований. В начале обучения используют многократные, слабые, объясняющие, воздействия, а после того как собака уже понимает смысл поставленной задачи, они становятся более редкими, но сильными, наказующими. Неприятные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии. Воздействия должны производиться в момент совершения собакой действия или сразу после него, иначе их применение малоэффективно. Это объясняется тем, что, помимо приятных или неприятных ощущений, положительные или отрицательные воздействия несут собаке еще и информацию о том, что именно в ее поведении нравится дрессировщику, а что нет. Поэтому запаздывающие воздействия - наигрубейшая ошибка дрессировщика, приводящая к непониманию. При правильном применении положительные и отрицательные воздействия служат на благо собаки и ее хозяину, улучшают взаимоотношения между ними. Неправильное применение этих воздействий ведет к обратному результату, и наносит, подчас, непоправимый вред. С целью повышения эффективности воздействий режим их применения в процессе обучения должен изменяться. В начале формирования навыка или нормы поведения стопроцентный режим воздействий, а затем вероятностный (в этом случае подкрепление дается не каждый раз, а в случайном порядке). Наказание, в отличие от своевременных отрицательных воздействий, производится уже после совершения нежелательного действия, то есть когда собака уже достигла какого-то результата, нежелательного для дрессировщика: подобрала и съела лежащий на земле корм, подралась с другой собакой, набедокурила дома и т.д. Бытует мнение, что собаку наказывать бессмысленно, потому что она к моменту наказания забывает проступок, который совершила ранее. Это не так. Тот, кто много общался с собаками, знает, что они, на протяжении многих часов, прекрасно помнят свои "преступления", однако, не в силах удержаться от многочисленных повторов их совершения. Подчас, даже самые жестокие наказания, не уберегают владельца от повторения "сюрпризов". Хорошим примером для понимания этого явления, может быть, такая дурная привычка людей, как курение табака. Все курящие знают, что курить вредно, наказание (плохое самочувствие и сокращение жизни) - неотвратимо. Однако, курят... Почему? Да потому, что наказание будет когда-то в будущем (потом), а удовольствие они получают в процессе курения, то есть сейчас. На мой взгляд, наказывать собаку нужно в том случае, когда нет возможности воздействовать на нее своевременно. Наказание должно быть не очень сильным (не болезненным), но длительным (многократные воздействия) и эмоционально-насыщенным. То есть неудовольствие от наказания, за счет его длительности и эмоциональной напряженности, должно хотя бы частично компенсировать то огромное удовольствие, которое собака получила, совершив, то или иное, безобразие. И все-таки, если позволяют условия, собаку желательно не наказывать, ведь своевременные отрицательные воздействия, используемые для коррекции поведения, во много раз эффективнее наказания. Так как собака получает удовольствие сразу после совершения проступка, а наказание следует по прошествии некоторого времени, оно мало эффективно. Чем выше точность и вероятность отрицательных воздействий, тем выше их эффективность. Радиоошейник самое надежное и точное, а следовательно, и самое эффективное средство координально меняющее поведение собак за короткое время. Несколько правил применения радиоошейника, которыми не следует пренебрегать: Следует запомнить ряд важных правил применения радиоошейником: - перед применением радиоошейник должен находиться на собаке в течении 5 - 7 дней и при этом не использоваться; - в период адаптации к ошейнику он должен периодически сниматься, а затем, по прошествии 3 - 10 мин., вновь надеваться на собаку; - в период адаптации необходимо брать с собой на прогулку пульт радиоошейника. Собака должна достаточно часто видеть его в руках дрессировщика; - первые применения воздействий радиоошейника необходимо производить на максимальном удалении собаки от дрессировщика (не ближе 10 м.); - первые применения радиоошейника необходимо осуществлять под контролем длинного поводка или веревки (15 -20 м.); - воздействия радиоошейником необходимо строго дозировать, начиная с самых слабых; - нельзя спешить с повышением уровня воздействий, так как сначала казалось бы слабые воздействия могут суммироваться и вызывать суммарное избыточно сильное воздействие; - при отработке общедисциплинарных навыков режим применения радиоошейника должен быть спланирован так, чтобы у собаки не появлялось, выраженной паники и страха; - перед началом применения радиоошейника собаку желательно обучить нескольким базовым навыкам (например, следованию за хозяином, подзыву по команде "Ко мне"). Помимо этого следует также помнить и о других правилах применения средств технического контроля и дистантных воздействий, о которых я упоминал выше. Особенно следует отметить, что при применении радиоошейника, во многих случаях, желательна практическая помощь квалифицированных специалистов. В процессе реальной дрессировки обычно используются все описанные средства технического контроля (в зависимости от поставленной задачи) с учетом правил применения положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий. В.Варлаков Источник: Московский Городской Кинологический Центр http://master1.by.ru/stat.html http://dogs.yol.ru/forum/index.php?topic=304.45

Ответов - 0



полная версия страницы